Развитие деятельности филармоний

03-09-2014

11Вместе с возрастающим интересом к экономике культуры, различные прагматические проблемы академической музыки до недавних пор пребывали в тени. Отмечалось немного обсуждений данных проблем, будто бы сама мысль о нужде реформы и «коммерциализации» филармонии кому-то представлялась несколько кощунственной. Впрочем, сегодня отсутствует «чистое» от экономики искусство. Да и многим интереснее концерт песня года, чем филармония.

Затрагивая историческую часть филармоний, будет целесообразным выделение трех условных периода истории – советского, 90-х годов и современного. Большая советская энциклопедия сообщает, что филармонией принято называть концертную организацию, ведущую деятельность преимущественно в симфонической сфере музыки. Филармонии обладают постоянным штатом солистов-исполнителей, большими музыкальными коллективами (хорами, камерными и симфоническими оркестрами), камерными ансамблями, а вся концертная деятельность сосредоточена в рамках стационарных концертных залов. Согласно данным 1976 года, у нас имелось 136 филармоний, включая заведения городского, краевого, республиканского и областного масштаба. Филармония, как указано в энциклопедии, имеет призвание в популяризации лучших образцов музыкального творчества советского времени, зарубежной и русской музыкальной классики, народного искусства, а также призвана способствовать художественному развитию молодых композиторов Советского союза.

В данном тексте содержится весьма характерная расстановка акцентов, ведь ничего не сказано о роли филармонии в народной культурной жизни, а упоминаний публики нет совсем. Как известно, в СССР при филармониях действовали довольно четкие правила. Министерство культуры занималось утверждением ставок артистов, репертуарными планами и стоимостью билетов. Залы являлись практически бесплатными и не должны были осуществлять поддержку экономики коллективов филармоний, данную задачу целиком решало государство. Никакая реклама не имела места, в ней вовсе не было необходимости, ведь данная сфера не имела никакой конкуренции. Огромное внимание было уделено исполнителю, а публика, вне зависимости от деклараций, всегда была последним звеном, требующим ориентира. Репертуарная политика практически не учитывала вкусы людей. Подобное невнимание к потребителям было связано с тем, что отрегулированная системная деятельность филармонии не пересекалась с экономикой, ведь все заботы ложились на плечи государства. А рост посещаемости определялся низкой стоимостью билетов.
Снимок



Комментировать